Лев из кельи

Превью: Этика профи. Киберпанк, Доктор Хаус, Ведьмак

Меня очень интересует тема этики, в том числе и вопрос о том, как обстоит с ней дело у настоящих профессионалов в своем деле. Этих аспектов я касался в разных статьях прошлых лет. Ну а затем решил собрать все в лонгрид, специально для Concepture.

На мой взгляд тема эта очень важная. Ведь чем сложнее и многообразнее становится мир, тем выше потребность и общества, и рынка в профессионалах. В тех, кто не только способен хорошо выполнять свою функцию, но еще и ориентироваться в том, что происходит вокруг. И при этом не выгорать. Проблема, однако, в том, что в отсутствии четкой идеологии или системы ценностей обществу все сложнее создавать образ профессионала, который можно было бы с успехом транслировать в культуре. Я решил исследовать ключевые точки образа профессионала на трех примерах из современной массовой культуры.

Введение: Профессионал vs исполнитель

Интуитивно или на собственном опыте многие понимают, что профессионал – это не просто человек, хорошо решающий задачи своей профессии, но это также особого рода психология и этика. Или по-другому: за каждым настоящим профи стоит успешная модель решения проблем, причем выходящих далеко за рамки предписанных его должности функций.

Read more...Collapse )
Родина слышит

ДАВАЙТЕ ОБВИНЯТЬ ВО ВСЕМ ШКОЛУ (заметка к проблеме актуальности школьного воспитания).

Так уж вышло, что я много читаю ресурсы, связанные с образованием и самообучением. И раз за разом я сталкиваюсь с типовым текстом – слегка теоретизирующими претензиями по теме «чему нас не научила школа». Вслед за этим с пафосом первооткрывателя кто-то (часто сам автор) говорит о том, что «школа не учит жизни», и понеслись жалостливые и полные сокрушения посты в соцсетях о том, как бездарно потрачены юные годы и как умение решать уравнения с переменными и чтение русской классики ни разу не пригодились во взрослой жизни. 

К этому также присовокупляются байки про чудесные школы, но не у нас, ну и, само собой, гениальные прозрения на тему заговора с целью всеобщего отупления.

Я еще могу понять тех, кто в большинстве случаев заказывает подобные тексты – им нужно прорекламировать свой курс тайм-менеджмента или очередного в-носу-коворокинга. Но в отношении всех этих бедняжек в соцсетях не могу избавиться от недоумения вперемешку с раздражением.

Что же не так с подобным заявлением? Ведь действительно школа до сих пор вызывает много вопросов и нареканий, особенно в ее прямых связях с реальностью.

 Чтобы это прояснить, я предлагаю разделить три момента.

Первый: позиция высказывающегося и эффекты его речи.

Второй: смысл школьного образования как таковой (и ее восприятие в обществе).

Третий: идеи и предложения о том, чего не хватает современной школе.


Разберемся по порядку.

Read more...Collapse )
Leo

Дед Мороз и Снегурочка: гонзо-анализ мифологии Нового года.

Поделюсь здесь последним в этом году материалом с Concepture, тем более, что он как раз о Новом годе. Учитывая, что я не настроен пока делать еще какие-то итоги года, и что-то переосмысливать — то вероятно это последний текст года и в ЖЖ. С Наступающим, Вас.

Оригинал публикации: http://concepture.club/post/obrazovanie/new-year-mythology


В преддверии Нового года раз за разом в СМИ выходят материалы о том, что на самом деле за образом всеобщего праздника скрываются мрачные смыслы, корнями уходящие в древние языческие предания. Тут же вместо доброго деда с подарками и его неясной родственницы всплывают сочные подробности о жертвоприношениях и жестокостях германских и славянских персонификаций стихии мороза. И такой вот кликбейтный шок-контент забывает об одной простой вещи: современный миф скорее связан с актуальной социальной ситуацией, чем с какими-то надуманными архетипами и поверьями. Давайте же разберемся с «новым» и «старым» в образе Нового года, Деда Мороза и Снегурочки.

Очень злой дед

Современный Дед Мороз – это прежде всего образ целиком и полностью сформировавшийся в советский период. Если быть точным, с 1936 года, когда праздник получил официальное признание после гонений и запретов 20-х годов, и дружинники перестали ловить отмечающих. Дореволюционный бэкграунд этого образа был очень слабый и фрагментарный. По сути, это прежде всего несколько литературных обработок русского фольклора у Афанасьева, Некрасова, Одоевского, Островского.

Read more...Collapse )
Аноним

Китч и творческий поиск: дайджест текстов о современном искусстве.

В этот раз в списке интересных ссылок тексты Concepture, посвященные современному искусству. Здесь будет текст об одном из истоков сюрреализма, о непонимании сути поп-арта и об удивительном «короле китча» по имени Одд Нёрдрум.

Read more...Collapse )
Лев из кельи

Краски прошлого: дайджест текстов об искусстве

И снова я пощу несколько интересных ссылок на тексты Concepture, касающиеся современных и популярных явлений. Сегодня вы можете прочесть о трех эпизодах из истории искусства: о символике одной гравюры Дюрера, о смыслах картины Питера Брейгеля и о богеме XIX века, воспевавшей абсент.

Read more...Collapse )
Аноним

Лики нового дня: дайджест текстов о современных и популярных явлениях.

Как я и собирался, запощу сегодня несколько интересных ссылок на тексты Concepture, касающиеся современных и популярных явлений. Сегодня вы можете прочесть о современной форме цинизма, о том, почему популярная музыка так популярна, а также об изменениях в представлениях о красоте, неминуемо возникающих в новых медиа.

1. Мода кусает эстетику. Виртуальность и стандарты красоты.

«Модный брак» эстетики и человека – хребет искусства, душа культуры и частый смысл жизни. Но к темной стороне прекрасного мы относимся как к чему-то отдельному: так, стандарты красоты обычно вызывают возмущение и жгучее желание противостоять им, хотя бы полемически. Тем не менее, может ли эстетичное существовать иначе, нежели в виде стандартов? Понятие эстетики возможно только благодаря оппозиции красоты и уродства. Само же их противопоставление исключительно концептуально, а поэтому конвенционально и вместе с тем виртуально. Углубляясь в связь эстетики и виртуальности, выясняя, почему беспочвенный стандарт сегодня оказался главной категорией красоты.

2. Почему это слушают? Уловки популярной музыки.

Вам кажется, что красивая запоминающимся песня – это результат везения и таланта? Все далеко не так просто: индустрия поп-музыки – совсем не метафора. Над будущим успехом трека работает множество специалистов по проверенным и строгим канонам. О том, какие уловки использует поп-музыка, чтобы получить 100-процентный хит.

3. Кинизм и цинизм. Теория Петера Слотердайка.

Цинизм как жизненная позиция по-видимому почти одного возраста с человеческим сообществом. При этом он изменчив, разнообразен и способен к самым странным идейным союзам. Однако всякий разговор о нем начинается с этимологии, которая изрядно запутывает. Ведь кинизм – это довольно специфическая вывеска для небольшой группы дерзких и веселых античных философов, зубоскаливших на тему пафосных виршей коллег по цеху. Кинизм зажегся и исчез где-то на рубеже конца V – начала IV в. до н. э. Однако он оставил слово, а точнее презренную кличку – «собака», которую некоторые носили с гордостью. После него обнаружилось достаточно самозваных наследников, пытавшихся притулить остатки былой славы к своим теориям (например, скептики). Цинизм живет и здравствует поныне, но стоит ли его связывать с кинизмом?

4. Изоляция и ненависть. Жан Бодрийяр против города.

Почему, дав однажды миру демократию, современный город делает все, чтобы упразднить политику? Как получилось, что увеличение плотности населения привело лишь к еще большей изоляции, а потеря резких культурных различий – к увеличению ненависти? Что представляет собой современный мегаполис с точки зрения провидца постмодерна, философа Жана Бодрийяра — читайте в тексте.

Лев из кельи

Мышление посредством улиц (цикл текстов о стрит-арте).

Летом-осенью, улучая последние теплые ночи, чтобы еще немного порисовать, я придумал идею — написать для Concepture курс о стрит-арте. Но не просто серия описаний и объяснений чего-то об уличном искусстве, а скорее тексты, приглащающие думать вместе со стрит-артом и его творениями. В конце концов, как мне кажется, стрит-арт интересен прежде всего тем, что провоцирует мысль, а не просто радует глаз.

Стрит-арт – это не изображения, это множество разнообразных по форме высказываний. Просто потому что именно в этом качестве в современной Западной цивилизации используются образы в публичном пространстве (особенно на стенах улиц и других схожих объектах).

И поэтому, говоря о стрит-арте, необходимо говорить о риторике образов, включая в осмысление: автора и его жест, аудиторию и ее культурный фон, контекст и средства, а также цели и эффекты сообщения. Также стоит помнить, что в силу рефлексивности мышления, люди способны (порой чисто интуитивно) понимать эти моменты, а потому любой, кто делает стрит-арт, одновременно практикует некоторую форму мышления. Он думает не только о том, что сказать и что его подталкивает к этому высказыванию, но и о том, как и кем оно будет воспринято.

Read more...Collapse )
Аноним

Учить учиться: короткий дайджест полезных рекомендаций.

В последнее время я редко захожу в ЖЖ. Причина тому — работа над просветительским проектом Concepture, в котором я теперь не только автор, но и главный редактор. В силу этого, я решил, что помимо реплик о кино и событиях жизни, можно время от времени (дабы не утомлять моего читателя) постить здесь наиболее интересные ссылки — как на свои тексты, так и на самые интересные тексты других концептуалистов.

Сегодня я предлагаю вам к прочтению коротенькую подборку на тему полезных рекомендаций в области обучения и самообучения.

1. Шаг за шагом. Алгоритмы чтения «умных» текстов.

Работа с текстом – ключевой момент в получении образования и обязательный навык для многих специальностей. Однако для философских и научных работ этот навык формируется не сам собой. При их чтении требуются оптимизация и систематизация, и касается это и чтения как запоминания, и как понимания.

В тексте рассматриваются 5 моделей чтения таких текстов, с подробным описанием шагов и вспомогательных средств: классическая, обзорная, поисковая, системное (глубинное) и несистемное чтение, концептуальное прочтение.

2. Философ на минималках. Как написать эссе?

В современном высшем образовании форма эссе приобрела широкое распространение, поэтому многие  сталкиваются с  вопросом – а как его писать? Эссе пришло к нам из другой образовательной традиции, и у нас пока очень редкий вуз уделяет внимание курсам академического письма. В силу предлагается несколько рекомендаций для написания эссе.

Read more...Collapse )
Leo

Катавасия Ларса фон Триера (коротко о фильме "Джек который построил дом")

Последняя работа Ларса фон Триера – пожалуй, единственный его фильм, о котором нет особого желания ни писать, ни молчать. Не потому что все равно, но в силу того, что ни сильные, ни слабые стороны киноленты «Дом, который построил Джек» не были столь ощутимы, чтобы принципиально что-то определить в моем отношении к нему. Ни то, ни сё.

Поэтому это будет очень короткий отклик на новый фильм Триера. И сразу предупрежу - со СПОЙЛЕРАМИ. В конечном счете в нем нечего анализировать, кроме некоторых сюжетных решений автора. Да и не анализировать, а скорее иронизировать - вот все что остается.

Поначалу фильму удается балансировать между юмором и отвращением (юмор Триера – на любителя, но я из этих любителей), но уже к третьему эпизоду повествование становится уныло-тягучим, а попытки автора что-то сказать – скорее вымученными, чем оригинальными. Культурные отсылочки присутствуют, но почти нет комментариев к актуальной ситуации в мире и искусстве. Как и в предыдущем киномонстре на 5,5 часов, Триер больше не похож на исследователя чужих реакций и тонких граней культуры. Он похож на чудака на кушетке, рассказывающего свои странноватые фантазии. Предложение побредить вместе с автором, конечно, интересно, но я предпочел отказаться.

Read more...Collapse )