Leo

Параноидально-критический метод. Дали и Магритт как рационалисты

Данный текст я написал еще 12 лет назад, для какого-то эссе на зачет. Однако с тех пор я так и не встретил схожих рассуждений: искусствоведы продолжают рассказывать сказки про хаос и иррациональность. Что ж предложу свою альтернативную версию описания их творчества.

Сюрреализм, особенно в лице наиболее популярных художников этого направления Дали и Магритта, зачастую воспринимается как яркий пример отказа от всякой рациональности в творчестве. Однако иррациональность сюрреализма – не более чем миф, созданный теоретическими рассуждениями и манифестами создателей этого направления. Поэтому Concepture в этом эссе обращается к изучению рациональной стороны двух известных художников.

Искусство ХХ века обычно представляют обывателю как всплеск иррационализма, различных оккультных, мистических, ну или хотя бы психоаналитических и около- практик. Подобный взгляд поддерживается рассказами культурологов и искусствоведов, тщательно пересаливающих свои описаниями словами «хаос», «подсознательный импульс», «случайность». Подобное упрощение превращает всякого художника эпохи в восторженного певца бессознательного, а модерн и авангард делает синонимами «скандала» и «абсурда». А самым главным наглядным примером назначены Сальвадор Дали, Рене Магритт и сюрреализм вкупе с ними.

Read more...Collapse )
Leo

Рождение классики. А было ли Возрождение?

Этот текст я написал в формате провокационного эссе, так что единственная его цель — задуматься над тем, что стало слишком привычным элементом в культуре. Настолько привычным, что уже скорее догма или миф. Я не намерен отрицать историю или заслуги людей той эпохи. Скорее я хочу обратить внимание на то, что новизна Возрождения скрыта совсем в другом месте, например, в том, что это, по сути, представители первой сугубо городской культуры в Европе. То же, что мы видим в «Возрождении» сегодня – придумано и создано Новым временем.

Гении Возрождения, расцвет искусств, свободомыслие, реабилитация чувств и тела в философии – это, как и многое другое, привычно ассоциируется у нас с эпохой Ренессанса. И в таком взгляде на историю обычно не находят себе места ни неудобные факты, ни закономерные вопросы. Хотя со временем все-таки происходит дрейф представлений, и никто уже всерьез не верит в то, что европейцы XIII-XVI веков возрождали Античность. Нет, они ее по большому счету придумывали, и эта химера больше говорила о них, а не о греках и римлянах. В данном эссе Concepture предлагает сделать следующий шаг и усомниться в том, что Возрождение вообще случилось.

Закономерные вопросы

Read more...Collapse )
Лев из кельи

Устаревшее будущее. Что такое ретрофутуризм?

Еще один текст с Concepture — в нем я рассказываю о ретрофутуризме .

Попытки заглянуть в грядущее были присущи человечеству всегда. Но подробные описания вероятного будущего появляются главным образом во второй половине XIX века. За последние полтора столетия эти прогнозы и провидения менялись довольно регулярно – во многом вслед за изменчивым настоящим. И теперь мы можем наблюдать целую вереницу порой наивных, а порой и весьма проницательных предсказаний, сделанных фантастами и футурологами прошлого. Concepture рассуждает о явлении ретрофутуризма и его значении для дня сегодняшнего.

Read more...Collapse )
Лев из кельи

Превью: Этика профи. Киберпанк, Доктор Хаус, Ведьмак

Меня очень интересует тема этики, в том числе и вопрос о том, как обстоит с ней дело у настоящих профессионалов в своем деле. Этих аспектов я касался в разных статьях прошлых лет. Ну а затем решил собрать все в лонгрид, специально для Concepture.

На мой взгляд тема эта очень важная. Ведь чем сложнее и многообразнее становится мир, тем выше потребность и общества, и рынка в профессионалах. В тех, кто не только способен хорошо выполнять свою функцию, но еще и ориентироваться в том, что происходит вокруг. И при этом не выгорать. Проблема, однако, в том, что в отсутствии четкой идеологии или системы ценностей обществу все сложнее создавать образ профессионала, который можно было бы с успехом транслировать в культуре. Я решил исследовать ключевые точки образа профессионала на трех примерах из современной массовой культуры.

Введение: Профессионал vs исполнитель

Интуитивно или на собственном опыте многие понимают, что профессионал – это не просто человек, хорошо решающий задачи своей профессии, но это также особого рода психология и этика. Или по-другому: за каждым настоящим профи стоит успешная модель решения проблем, причем выходящих далеко за рамки предписанных его должности функций.

Read more...Collapse )
Родина слышит

ДАВАЙТЕ ОБВИНЯТЬ ВО ВСЕМ ШКОЛУ (заметка к проблеме актуальности школьного воспитания).

Так уж вышло, что я много читаю ресурсы, связанные с образованием и самообучением. И раз за разом я сталкиваюсь с типовым текстом – слегка теоретизирующими претензиями по теме «чему нас не научила школа». Вслед за этим с пафосом первооткрывателя кто-то (часто сам автор) говорит о том, что «школа не учит жизни», и понеслись жалостливые и полные сокрушения посты в соцсетях о том, как бездарно потрачены юные годы и как умение решать уравнения с переменными и чтение русской классики ни разу не пригодились во взрослой жизни. 

К этому также присовокупляются байки про чудесные школы, но не у нас, ну и, само собой, гениальные прозрения на тему заговора с целью всеобщего отупления.

Я еще могу понять тех, кто в большинстве случаев заказывает подобные тексты – им нужно прорекламировать свой курс тайм-менеджмента или очередного в-носу-коворокинга. Но в отношении всех этих бедняжек в соцсетях не могу избавиться от недоумения вперемешку с раздражением.

Что же не так с подобным заявлением? Ведь действительно школа до сих пор вызывает много вопросов и нареканий, особенно в ее прямых связях с реальностью.

 Чтобы это прояснить, я предлагаю разделить три момента.

Первый: позиция высказывающегося и эффекты его речи.

Второй: смысл школьного образования как таковой (и ее восприятие в обществе).

Третий: идеи и предложения о том, чего не хватает современной школе.


Разберемся по порядку.

Read more...Collapse )
Leo

Дед Мороз и Снегурочка: гонзо-анализ мифологии Нового года.

Поделюсь здесь последним в этом году материалом с Concepture, тем более, что он как раз о Новом годе. Учитывая, что я не настроен пока делать еще какие-то итоги года, и что-то переосмысливать — то вероятно это последний текст года и в ЖЖ. С Наступающим, Вас.

Оригинал публикации: http://concepture.club/post/obrazovanie/new-year-mythology


В преддверии Нового года раз за разом в СМИ выходят материалы о том, что на самом деле за образом всеобщего праздника скрываются мрачные смыслы, корнями уходящие в древние языческие предания. Тут же вместо доброго деда с подарками и его неясной родственницы всплывают сочные подробности о жертвоприношениях и жестокостях германских и славянских персонификаций стихии мороза. И такой вот кликбейтный шок-контент забывает об одной простой вещи: современный миф скорее связан с актуальной социальной ситуацией, чем с какими-то надуманными архетипами и поверьями. Давайте же разберемся с «новым» и «старым» в образе Нового года, Деда Мороза и Снегурочки.

Очень злой дед

Современный Дед Мороз – это прежде всего образ целиком и полностью сформировавшийся в советский период. Если быть точным, с 1936 года, когда праздник получил официальное признание после гонений и запретов 20-х годов, и дружинники перестали ловить отмечающих. Дореволюционный бэкграунд этого образа был очень слабый и фрагментарный. По сути, это прежде всего несколько литературных обработок русского фольклора у Афанасьева, Некрасова, Одоевского, Островского.

Read more...Collapse )
Аноним

Китч и творческий поиск: дайджест текстов о современном искусстве.

В этот раз в списке интересных ссылок тексты Concepture, посвященные современному искусству. Здесь будет текст об одном из истоков сюрреализма, о непонимании сути поп-арта и об удивительном «короле китча» по имени Одд Нёрдрум.

Read more...Collapse )
Лев из кельи

Краски прошлого: дайджест текстов об искусстве

И снова я пощу несколько интересных ссылок на тексты Concepture, касающиеся современных и популярных явлений. Сегодня вы можете прочесть о трех эпизодах из истории искусства: о символике одной гравюры Дюрера, о смыслах картины Питера Брейгеля и о богеме XIX века, воспевавшей абсент.

Read more...Collapse )
Аноним

Лики нового дня: дайджест текстов о современных и популярных явлениях.

Как я и собирался, запощу сегодня несколько интересных ссылок на тексты Concepture, касающиеся современных и популярных явлений. Сегодня вы можете прочесть о современной форме цинизма, о том, почему популярная музыка так популярна, а также об изменениях в представлениях о красоте, неминуемо возникающих в новых медиа.

1. Мода кусает эстетику. Виртуальность и стандарты красоты.

«Модный брак» эстетики и человека – хребет искусства, душа культуры и частый смысл жизни. Но к темной стороне прекрасного мы относимся как к чему-то отдельному: так, стандарты красоты обычно вызывают возмущение и жгучее желание противостоять им, хотя бы полемически. Тем не менее, может ли эстетичное существовать иначе, нежели в виде стандартов? Понятие эстетики возможно только благодаря оппозиции красоты и уродства. Само же их противопоставление исключительно концептуально, а поэтому конвенционально и вместе с тем виртуально. Углубляясь в связь эстетики и виртуальности, выясняя, почему беспочвенный стандарт сегодня оказался главной категорией красоты.

2. Почему это слушают? Уловки популярной музыки.

Вам кажется, что красивая запоминающимся песня – это результат везения и таланта? Все далеко не так просто: индустрия поп-музыки – совсем не метафора. Над будущим успехом трека работает множество специалистов по проверенным и строгим канонам. О том, какие уловки использует поп-музыка, чтобы получить 100-процентный хит.

3. Кинизм и цинизм. Теория Петера Слотердайка.

Цинизм как жизненная позиция по-видимому почти одного возраста с человеческим сообществом. При этом он изменчив, разнообразен и способен к самым странным идейным союзам. Однако всякий разговор о нем начинается с этимологии, которая изрядно запутывает. Ведь кинизм – это довольно специфическая вывеска для небольшой группы дерзких и веселых античных философов, зубоскаливших на тему пафосных виршей коллег по цеху. Кинизм зажегся и исчез где-то на рубеже конца V – начала IV в. до н. э. Однако он оставил слово, а точнее презренную кличку – «собака», которую некоторые носили с гордостью. После него обнаружилось достаточно самозваных наследников, пытавшихся притулить остатки былой славы к своим теориям (например, скептики). Цинизм живет и здравствует поныне, но стоит ли его связывать с кинизмом?

4. Изоляция и ненависть. Жан Бодрийяр против города.

Почему, дав однажды миру демократию, современный город делает все, чтобы упразднить политику? Как получилось, что увеличение плотности населения привело лишь к еще большей изоляции, а потеря резких культурных различий – к увеличению ненависти? Что представляет собой современный мегаполис с точки зрения провидца постмодерна, философа Жана Бодрийяра — читайте в тексте.