фон Триер

Психология самоизоляции

Еще весной я написал  для рубрики «Символы пандемии» о том с какими вызовами психике придётся столкнуться в самоизоляции и на какие факторы стоит обратить внимание. Сейчас осень и общество находится в ожидании «второй волны» и очередных ограничений (или нового локдауна).

Тем более что часть преподавания (уже у многих) мигрировала в дистант, что тесно связано с постоянным пребыванием дома. На этом фоне я и решил поделиться этим текстом.

После выхода этого текста, мы еще и обсудили на подкасте Insolarance Cult некоторые аспекты статьи, что также может быть интересно:


Leo

Любите ли вы эстетику?

Летом я времени даром не терял. Ну про крайней мере иногда. :) Поэтому я успел написать пару больших и важных для меня текстов. Первый из них посвящен такой философской дисциплине как Эстетика. Я долго ломал голову как построить вводный текст, который и не слишком загружает, и в то же время не является профанацией темы. Мне кажется у меня кое-что получилось, даже я сам остался доволен.

«И звёзды сияли…». Так можно перевести вынесенную в заглавие строку из романса Каварадосси в «Тоске» Пуччини. И это своего рода знак того, о чем я хочу поговорить. Ролан Барт уже использовал эту строку как иероглиф, означающий счастливое и/или душераздирающее воспоминание предмета, жеста, сцены, связанных с любимым человеком. Как мне кажется, говоря об эстетике, мы также вынуждены прибегать к сильным воспоминаниям, в которых помимо самих объектов, присутствовало, словно звёзды на небе, что-то ещё — тот загадочный феномен, благодаря которому речь об эстетике вообще возможна.


фон Триер

Подкасты Insolarance Cult

Временами я жалею о том, что мне не хватает времени на всё, в том числе на свой ЖЖ. Но приходится исполнять функции шеф-реадктора в проекте Insolarance, развивать свой Патреон, монетизировать свои заметки в Дзене (который, конечно, сотню очков проигрывает ЖЖ по качеству аудитории). Иногда сожалеть приходится и о набросках, которые могли бы стать статьей или эссе. Но многие не станут. Идей - очень много, но жизнь коротка. А жить - значит выбирать.

Однако я хочу поделиться одним из проектов, на который с интересом трачу свое время — это подкасты, которые я делаю вместе с основателем проекта Алексеем Кардашем.

Сейчас на канале вышел десятый выпуск, хотя записано их вдвое больше. Просто силами двоих человек оказалось довольно сложно успевать все обработать и выпустить. 

Мы уже сделали несколько тематических выпусков, а также поговорили с молодыми философами и обсудили пару статей из цикла «Символы пандемии». В скором выйдут продолжение про Лакана, большой выпуск про Лафкрафта и ужасы, еще несколько интересных гостей и специальный выпуск с ответами на вопросы наших читателей и слушателей.

Кроме того расширенные версии подкастов, а также много интересных текстов выходят на моем Патреоне: https://www.patreon.com/user?u=30072241


фон Триер

Красивая цифра

37 (прописью: тридцать семь) полных лет. Красивая цифра - и это, пожалуй, единственное, что она вызывает во мне или выражает для других. Ну хотя бы так, красота не бывает излишней. Увы, к тридцати с лишним цифры возраста уже ничего толком не обозначают. А если и отсчитывают, то не годы, а разочарования и опыт ситуаций, которые уже не повторятся.

Очередной день рождения. И это событие, как и многие другие, перекрывает фон 2020 года - года весьма специфических испытаний и трансформаций. Занятно, кстати, наблюдать как люди ждут Нового года, словно верят в магию чисел. Но по моему скромному мнению мир попросту накопил ошибки до степени перехода в новое качество - мы не в одной лодке и даже не в одном шторме, мы вошли в период штормов и это не прекратится чудесным образом под бой курантов.

Collapse )
Leo

GameСase: По обе стороны Завесы. Сон и явь в серии Dragon Age

Данный текст написан уже довольно давно. Сперва он был предложен в качестве сценария для стоп-гейм (они планировали сделать серию выпусков о философии игр), а затем долго лежал в столе и наконец был опубликован на Concepture.


Фэнтези с магией – один из популярнейших сеттингов в играх, кино и книгах. Важную роль в этом играет психология: в них наряду с реализмом есть что-то от опыта сновидений, особенно тех, где мы представляем себя всесильными и могущественными. Поэтому во многих культурах повторяется идея: во сне мы отправляемся душой в иной, по-своему реальный мир. Особенно интересными в этом плане становятся игровые миры, которые объясняют такое двоемирие. Вы, наверное, помните причудливый мир Тени из серии игр Dragon Age. Сегодня мы разберем тему сна и яви в этой игре, обращая внимание на идейные переклички образов игры с философскими и религиозными концепциями прошлого.

Общие сведения о мире Dragon Age

На мой личный вкус Dragon Age – очень хорошая игра. Потому как очень часто достоинства хорошей игры начинаются уже с проработки базовых вопросов мира игры – его возникновения и устройства. Мир, у которого есть история – история, что постепенно открывается игроку в рассказах и записях, в именах и необычных локациях – безусловно кажется более ярким и реалистичным. При этом нам хочется не просто пересказа уже известных мифов (мифов о происхождении мира или богах), а чего-то совершенно нового.

Collapse )
Чехов

Чинить свою жизнь. Гонзо-эссе о самоизоляции.

Я/Мы сегодня – самоизолянты. В сложный период, когда ничего особо не изменилось, но пугающее слово «пандемия» уже расползлось по медиа, сознательные люди сидят по домам и ограничивают свои контакты. И это правильно: когда еще вам доведется пережить подобный опыт – своего рода тест на то, готовы ли вы стать полярником, космонавтом или заключенным пенитенциарных заведений? И когда еще вы сможете собрать столько интересного антропологического материала на себя и ближних ваших?

Второй месяц на добровольно-принудительном самоограничении заставляет вспоминать королевство Датское. «Something is rotten» или «something is broken»? Вокруг нас часто что-то оказывается сломано: этот мир полон фальши, неисполненных обещаний, покосившихся строений и перегоревших лампочек. Но далеко не всех это трогает, пока пресловутые кризисные реалии не запрутся в грязных башмаках непосредственно в ваш дом, образ жизни, здоровье и карман. При таких раскладах некоторые впадают в скорбную бесчувственность – этот поведенческий атавизм, призванный когда-то обмануть хищника подобием невкусной падали. Однако более интересны – другие, те, что впали в обратную, судорожно действующую крайность. Когда мир вокруг начинает кокетливо светить швами и изнанками у некоторых возникает специфический зуд – стремление чинить эту жизнь, латать прорехи бытия и экзистенциальные раны. Именно этот позыв я вычитывал в своих дистанционных, словно у орнитолога, наблюдениях.

Collapse )
фон Триер

Интервью на Insolarance Cult

Еще осенью 2019 года я дал развернутое интервью своему хорошему знакомому из Insolarance Cult Алексею Кардашу. Но по ряду причин вышло оно только недавно. Вопросы были странные, отвечал — то что думаю. В итоге по прочтению текста мне предъявляли претензии за формулировки интревьюера (якобы я сам себя назвал и знаменитым, и недооцененным, и талантливым — ха-ха) и обвинили в том, что из-за меня один из топ-авторов Сигмы удалила все свои тексты. Ну что ж, значит, все правильно делаю: правду нужно говорить, это легко и приятно. Пусть и не сразу.

Публикую здесь самое начало «дискуссии», опуская смешной текст автора, в котором говорится, что без меня не обходится ни одно хорошее начинание по философии в русскоязычном сегменте интернета.

Collapse )

Полный текст интервью можно прочитать на Сигме: https://syg.ma/@insolarance-cult/ivan-kudriashov-pro-intielliektualnyie-idientifikatsii

Или в ВК: https://vk.com/@insolarance_cult-ivan-kudryashov-pro-intellektualnye-identifikacii


Лев из кельи

Приглашение на Патреон

Приветствую, всех моих ЖЖ-друзей.

Я — Shmandercheizer. А зовут меня Иван Кудряшов, я автор текстов о философии, психоанализе и современной культуре, а также главный редактор проекта Concepture. Плюс я создатель и/или посильный участник еще множества просветительских, образовательных и других проектов (от семинара по психоанализу до магистратуры по видеоиграм). Я до сих пор считаю, что очень важно рассказывать о разных интересных вещах и посильно помогать другим людям на их пути к образованию и интеллектуальному развитию.

На протяжении более 12 лет я пишу и публикуюсь в интернете, за редким исключением совершенно безвозмездно. Думаю, эти тексты расскажут обо мне лучше всего. Увы, жизнь меняется, и я больше не могу тратить много времени на свои тексты, на редактуру и обучение молодых авторов, на реализацию своих идей в проектах. Поэтому, чтобы сделать больше, мне нужна ваша поддержка.

Когда-то давно в моем ЖЖ на протяжении пары лет существовала кнопка для доната — и она оказалась совершенно бесполезной. Меня не поддежал никто, ни одним рублем. Несмотря на довольно неплохие тексты. Тогда мне было может и немного обидно, но в целом все равно: я хотел писать тексты и делиться ими с другими. Теперь я планирую закрыть этот гештальт, потому что без финансовой поддержки текстов практически не будет, я просто потрачу это время на другие дела.

Collapse )
Leo

Новогоднее эссе: иронизировать, оставаясь внутри.

Есть такой стереотип: интеллектуалы - серьезны. Это, конечно, ерунда. Серьезно дуть щеки - это занятие интеллигенции, а интеллектуалы веселы и расслаблены. Однако они тоже бывают серьезны - в те моменты, когда иронизируют или деконструируют что-то важное. Например, новогодние ритуалы.

Причем, мне кажется, очень важно, деконструируя «практики других», оставаться внутри самого ритуала или традиции — отыскивая в них что-то своё/для себя. Потому что прямое снобистское отрицание не дает понимания, но только подкрепляет наивную идентификацию с позой «я не с ними». Яркий пример такого поиска «своего» внутри привычной традиции — новогодние открытки за авторством Сальвадора Дали. Несмотря на повторы (типичные для художника) некоторые из них смотрятся весьма свежо.

И одним из таких ритуалов, уже прочно вошедших в нашу жизнь, стали итоги года с разного рода обетами. Которые все больше ассоциируются с поденщиной соцсетевого пейзанина, ощущающего изнутри принуждение создавать контент и привлекать внимание к своей персоне. Хотя сама практика оценки и осмысления прожитого в форме итогов — весьма ценный опыт, который не нуждается в чьем-то лайке.

Collapse )
Leo

Волшебство света и движения. Предыстория кинематографа

Для Concepture написал небольшой разбор по предыстории кинематографа. Когда и кто изобретал анимирующие и светопроекционные устройства, которые так и не стали основой для чего-то столь же весомого в культуре как кино.

Здесь расскажу о раннем периоде, который меня лично больше всего заинтересовал, в связи с моим курсом по эстетике.

Полный текст статьи на сайте: http://concepture.club/post/rubrika_2021/vehi-volshebstvo-sveta-i-dvizhenija-predystorija-kinematografa

Кино является ключевым медиумом ХХ века, появление которого зафиксировало в культуре переход от искусства, созданного с помощью тела (глаз, рука, тело художника) к искусству, неотделимому от аппаратов, техник и обслуживающей индустрии (кинопроизводство, кинопрокат). При этом несложно представить появление простых аналогов кино в другие эпохи, учитывая, что принцип светопроекции известен еще с древности. Однако это было бы нечто совершенно иное, а не кинематограф. Кино появилось в век быстрых коммуникаций и зарождающейся массовой культуры, поэтому с самого рождения кино было тесно переплетено с другими социальными и идеологическими практиками. И все же взгляд на предысторию кино способен пролить свет на некоторые его особенности.

Collapse )