shmandercheizer Golden Entry

Category:

Как научиться писать хорошие тексты?

Сегодня в Сети предостаточно как довольно неплохих, так и откровенно бесполезных советов на этот счет. Хотя на самом деле на этот вопрос давно уже ответил Сомерсет Моэм: "есть три правила, как писать романы, но, к несчастью, никто их не знает".

Писать – это ремесло, требующее усилий и практики, а потому нельзя ответить на вопрос как именно Вам научиться писать. Можно лишь дать пару рекомендаций на тему «Как НАЧАТЬ учиться писать хорошо?».

Общий ответ очевиден: нужно начать писать и пробовать, пробовать, пробовать. Писать, читать, зачеркивать, стирать. Думать и писать, перечитывать и переосмысливать, слушать и читать других. Однако конкретика здесь не помешает.

Я бы порекомендовал начинать с трех простых практик.

ПРАКТИКА 1: СПЕРВА НАПИШИ.

Научись преодолевать страх чистых страниц, отбрось сомнения и перфекционизм – и просто напиши страницу текста. Как угодно и о чем угодно. Пусть даже твою речь открывают обороты «Ну короче, вся фигня в том, что….» и «Черт пойми как это сказать, это похоже на…». Запомни: сперва текст, затем совершенство. Улучшать и редактировать можно только то, что уже есть. Бесконечные обдумывания текста лишь отдаляют его рождение.

Этот совет не сработает, если есть внутренние причины не писать (например, страх, неуверенность и т.д.), но по крайней мере, не стоит врать себе, что ты вынашиваешь будущий текст в голове. Нет — ты его там консервируешь и хоронишь — увы.

Если ты хочешь связать свою жизнь с текстами: стать сценаристом, писателем, журналистом, исследователем текстов, то будет крайне полезным – хотя бы пару-месяцев (а лучше полгода-год) писать ежедневно. Страница-две текста каждый день, без всяких исключений и отговорок. Это кстати и хорошая проверка того, насколько сильно твое желание заниматься этим.

ПРАКТИКА 2: ИЗУЧИ ТО, ЧТО НРАВИТСЯ.

Желанием писать лучше можно только заразиться, обычно у других пишущих. У тех, чей слог тронул и заставил ощутить свое несовершенство. Поэтому один из путей – это читать то, что нравится. Но не просто для удовольствия, а для понимания – внутренней структуры, ритма и музыкальности, формы и стиля этого текста.

Это может быть все что угодно: любимый колумнист, поэтическое произведение или песня, небольшое эссе или огромный прустовский роман. Я, например, начинал с того, что перечитывал журнал "Хакер", пытаясь понять чем он так выгодно (для меня) отличается от других. Теперь раз за разом возвращаюсь к чтению произведений Саши Соколова, эссеистике Бродского и Мандельштама . Мне они не наскучивают, мне все еще есть чему учиться у них, хотя практикуюсь в письме я уже 20 лет.

Доскональное изучение даже небольшого текста – это не мало времени. И все-таки раз за разом перечитывая, ты рано или поздно обнаружишь как в твоем сознании подобно кристаллам оформятся и станут различаться «что сказано» и «как». После этого ты научишься и свой стиль видеть со стороны. Перечитывать нужно по-разному: медленно и быстро, про себя и вслух. И не стоит бояться превращения в подражателя: если ты хоть на что-то способен, этого не произойдет. Твое личное восприятие пусть в нюансах, но проявится в твоих собственных текстах. И кстати, себя тоже полезно перечитывать.

Если вы ждали знака, чтобы начать писать, то вот он.
Если вы ждали знака, чтобы начать писать, то вот он.

ПРАКТИКА 3: СЛУШАЙ И КАЛИБРУЙ СВОЕ УХО.

Один из самых лучших советов, которые я когда-либо слышал – это читать свои тексты вслух. Обычно глаз хорошо видит орфографические ошибки и корявости с пробелами и знаками препинания, но в отношении стиля и логики – ухо гораздо чутче. Фонетика и связки часто подсказывают хорошие идеи, как сделать текст читабельнее или интереснее.

Здесь есть лишь один нюанс: ухо должно быть тренированным. Его калибровка тоже требует времени. Для это нужно внимательно слушать самых разных людей: публичных и сетевых лекторов, знакомых и друзей, случайных встречных и поперечных. И вся суть калибровки состоит в понимании как работают слова – убеждают или нет, хочется ли продолжать слушать или они вызывают лишь скуку?

Опыт внимательного слушателя незаметно, но порой весьма основательно меняет и устную, и письменную речь. Наверное, поэтому круг чтения, в т.ч. и ленту в соц.сетях, стоит подбирать осознанно.


По большому счету, все эти три совета только поначалу требуют усилий, а затем становятся приятной привычкой. Привычка – хороший способ преодолеть проблемы с мотивацией (они самые сложные для тех, кто начинает). Также привычка дает материал, на который затем можно опираться, когда начнешь писать. Единственная сложность состоит в том, что как только пишущий приобретает привычку, ему пора начинать с ней бороться. Ведь в творчестве ценны нехоженые тропки.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.